Александр Ангерт рассматривает виртуальное цифровое искусство как новую художественную парадигму

Александр Ангерт рассматривает виртуальное цифровое искусство как новую художественную парадигму - фото

«Эстетика актуальной художественной парадигмы должна быть в полной мере и во всех своих аспектах охвачена исследовательскими стратегиями искусствоведения, – отмечает Ангерт Александр, – поскольку новые проявления художественно-творческой деятельности существенно раздвигают традиционные представления о границах изобразительных искусств».

«Теория и практика цифрового виртуального искусства как новейшей сферы художественного творчества, основанного на применении компьютерных технологий, нуждается в выявлении ее общехудожественных характеристик», – считает Ангерт Александр.

Специфические особенности творческого процесса с использованием компьютерных технологий проявляются на разных стадиях многоуровневой структуры технологического обеспечения творчества, компьютерного произведения и его социального функционирования в сфере восприятия.

«Виртуальная реальность, – утверждает Ангерт Александр, – знаменует переход от вербальной к «постсимволической» форме художественных коммуникаций. Виртуальную реальность нужно воспринимать как новую парадигму художественной культуры, возникающую вследствие формирования специфических эстетических практик».

Александр Ангерт также отметил, что тенденции развития цифрового изобразительного искусства становятся основанием для глобальных обобщений и выводов относительно направления развития современной постклассической культуры.

По мере распространения компьютерных художественных практик, использующих в качестве художественных средств и творческой среды, в виртуальном пространстве формируется глобальное стилистическое единство.

«Оно обладает устойчивым набором признаков, среди которых особым образом стоит отметить иммерсивность и интерактивность», – считает Ангерт Александр.

Виртуальная реальность предоставляет художнику возможность полистилистической репрезентации его авторских интенций, но, вместе с тем, эта эстетическая ситуация лежит в русле более масштабных культурных изменений.

«Характерная для постмодернисткой культурной ситуации форма кризиса переходного периода между глобальными художественными стилями, – анализирует Ангерт Александр, – содержит в себе новаторские тенденции, способствующие культурной трансформации».

Сформировавшаяся на базе информационных технологий эстетика цифрового виртуального искусства становится в настоящее время средой формирования принципиально новой постклассической художественной парадигмы.

Коммуникационные Интернет технологии смыкаются с цифровым искусством в новой художественной парадигме электронной виртуалистики.

«Виртуальная реальность, являясь значимой составляющей развития постмодернистской эстетики, - указывает Ангерт Александр, – в то же время становится фактором, обусловливающим движение современного изобразительного искусства к полистилистическому единству на новом техническом уровне».

Александр Ангерт раскрывает специфику концептуализации виртуального художественного пространства

«По отношению к изобразительному искусству термин «виртуальная реальность» применяется, по большей части, для обозначения созданной с помощью цифровых технологий искусственной среды, доступной для эмпирического опыта и меняющейся в ответ на действия реципиента виртуальной реальности», – сообщает Ангерт Александр.

В свою очередь, термин «виртуальное» в этом контексте указывает на особый тип иллюзорной реальности, отличающийся от иллюзий, предоставляемых нам всеми прочими типами художественных произведений изобразительного искусства.

«Мы получаем знание о виртуальной реальности цифровых технологий в гораздо более непосредственном взаимодействии, выходя, в конечном счете, на тот уровень восприятия объекта искусства, где стирается граница между первичной реальностью и вторичной, – уверен Ангерт Александр, – а понятие художественного вымысла перестает быть актуальным».

Именно поэтому произведения виртуального искусства так сложно конституировать в качестве произведений – исчезает та концептуальная «рамка» первичной реальности, которая, обрамляя реальность вторичную, служит ее контекстом, давая возможность выделить произведение из окружающей его среды. В традиционных видах изобразительного искусства эта граница между пространством художественным и пространством «обыденным» необходима для интерпретации художественного произведения именно в качестве «произведения искусства».

Как следствие, многие цифровые образы виртуального искусства невозможно воспринимать, руководствуясь привычной логикой восприятия произведений искусства. Виртуальная реальность максимально близко подводит искусство к грани между двумя видами реальности – первичной и художественной, что указывает на зыбкость и проницаемость этой границы, заставляя задуматься о поиске новых критериев художественности.

«В настоящее время, – обращает внимание Ангерт Александр, – технологии виртуальной реальности могут обеспечивать пользователю получение мультисенсорного опыта, задействующего все каналы человеческого восприятия»

Он отметил такие факторы:

«Художественный уровень виртуальной реальности позволяет, при взаимодействии с ней, задействовать всю сферу рецептивной чувственности человека», – подытоживает Ангерт Александр.

Александр Ангерт выделяет базисные характеристики изобразительного виртуального искусства

Одной из базисных характеристик изобразительного виртуального искусства постклассического периода становится интерактивность как художественно-коммуникативное полисубъектное взаимодействие. Интерактивность дает возможность воздействовать на становление произведения путем активного соавторства, становясь важным фактором новой парадигмы эстетического сознания.

«Принципиальной эстетической новизной цифрового виртуального искусства, – утверждает Ангерт Александр, – является возможность для воспринимающего постигнуть пространство произведения искусства «изнутри», создаваемая пространственными иллюзиями трехмерности и тактильными эффектами».

Развитие и распространение цифровых технологий обуславливает дальнейшую массификацию искусства в части его создания и демассификацию – в части его потребления.

«Основным следствием этого процесса, – делает вывод Ангерт Александр, – является то, что виртуальная реальность знаменует переход от вербальной к «постсимволической» форме художественных коммуникаций».

Для нового стиля в изобразительном искусстве характерен целый ряд общих тенденций, и прежде всего: открытость художественного произведения, предоставляющая возможность зрителю выступить в качестве его полноценного соавтора, а также использование художественных приемов, характерных для различных локальных стилей.

«Если в рамках постмодернизма персонализация стилей трактовалась как противопоставление стилевому единству, то в рамках формирующегося искусства постпостмодернизма, – считает вывод Ангерт Александр, – полистилистика является одним из элементов нового единого художественного стиля – стиля искусства новой информационной эпохи».

Компьютерные технологии виртуальной реальности позволяют художникам использовать в цифровую среде свое авторское видение и манеру письма, а также воспроизводить различные стили изобразительного искусства. Но самое важное здесь заключается в том, что дальнейшее развитие и популяризация цифровых виртуальных технологий могут стать базисом для возникновения нового стилеобразующего единства изобразительного искусства, то есть как устойчивой общности образной системы и выразительных средств, характеризующего художественное своеобразие современной эпохи.

«Это, – замечает Ангерт Александр, – делает возможным возвращение того единства изобразительного стиля, которое, как можно было бы предположить, окончательно было утрачено в середине ХХ века».

 

Последние новости